вселенная-человек-искусство. манифест холистов

Множество поэтических групп и направлений самого разного свойства было создано в Китае в середине 80-х, уже после триумфального явления туманной поэзии. Не все из них ждала долгая жизнь – большинство распались, едва успев выпустить свои манифесты. Одним из наиболее живучих объединений оказалась группа Анти-А и её идеологические протиники – Холисты·整体主义诗人.

32500066d8dc32ce93d.jpg

Сун Вэй и Сун Цюй

Поэзия Холизма родилась в Сычуани, когда в июне 1984 года два брата – Сун Цюй·宋渠 и Сун Вэй·宋炜 – вместе со своим товарищем Ши Гуанхуа·石光华 придумали новый оригинальный подход к поэтическому в попытке создать свой формат современной эпики. Они утверждали, что Холизм – это даже не поэтическая группа как таковая, но базовая структура мысли, характерная для определённого состояния культуры. По признанию Ши Гуанхуа, он и братья Сун были вдоновлены на создание собственного «изма» заразительным примером Мужланов и страхом, что в противном случае они обречены будут вечно считаться последователями или припозднившимися апологетами поэзии в духе Ян Ляня и Цзян Хэ·江河. Выбор названия для нового направления стал результатом влияния трёх популярных теорий того времени: теории систем, теории управления и теории информации. Поскольку все они оперировали понятием цельной системы, Ши Гуанхуа и пришёл на ум термин «холизм».

img339739998

Ши Гуанхуа

Холизм сразу же обозначил свой интерес к корням китайской культуры, углубляясь в традиционную народную религию, мифологию, философию – возвращение к истокам, столь характерное и для западного авангарда. Группа росла медленными темпами: к 1986 году в неё влились трое новых участников: Лю Тайхэн·刘太亨, Чжан Юй·张渝 и Ян Юаньхун·杨远宏. Большая часть стихов в созданном Холистами журнале Ханьская поэзия·汉诗 принадлежала поэтам, иделогически близким к направлению, но не ассоциировавшем себя с ним. Там печатались Чжай Юнмин, Оуян Цзянхэ, Ляо Иу·廖亦武.

Незадолго до выхода в свет второго номера журнала в 1988 году ряды Холистов пополнились ещё одним активным автором – Пань Цзячжу·潘家柱. Однако идея публикации третьего номера была похоронена после тяньаньмэньских событий. Пань оказался арестован как организатор протестов в Чэнду, другие члены объединения были временно задержаны или вызваны на допросы – в основном из-за видеозаписей в память о погибших четвёртого июня, созданных Ляо Иу при непосредственном участии Лю Тайхэна. Вскоре после этого группа распалась.

За что ратовали Холисты? В своих статьях они основывались на идеях Спинозы в интерпретации Жиля Делёза и Макса Шелера, подчёркивая имманентный режим работы искусства, в котором «все аспекты произведения обрабатываются организмом, получая более полное значение и смысл через чувство таким образом, что… произведение существует в первую очередь как жизненный опыт / выражение зрителя (так же, как его первоисточник являлся таковым для художника)». Личность полагается способной воплотить и таким образом выразить в словах и собственную жизнь, и бытие всей вселенной или нации. Творчество поэта должно стать проводником жизни, инструментом, который делает жизнь имманентной через объективное использование языка. Сложность стихотворения – это сложность жизни, но есть и «простой» ключ к ней, воплощённый в формах древнекитайской мысли – Великом пределе и схемах Книги Перемен.

Холисты считали, что поднимаемый ими на щит холизм есть истинная природа древнекитайской культуры. При этом они отказывались от дуалистической схемы иньян и конфуцианских идеалов, принимая концепцию Пути-Дао, единства, пустоты, и неоконфуцианскую идею гармонии-хэ. Идеальным текстом для Холистов выступала Книга Перемен. Тем не менее, они не воспринимали это как возвращение к китайской традиции, одержимость древностью, но как естественный, необходимый результат развития мировой скептической мысли в XX веке. Траекторией её движения в глазах Холистов становился путь, что объединяет Восток и Запад, прошлое и настоящее. Это была своего рода отсылка к нью-эйдж идеологии и «восточным» культам, которые начали входить западную культуру в 1950-е.

К 1986 году большинство китайских авангардных авторов были знакомы с традицией западного авангарда и с лёгкостью инкорпорировали отдельные её аспекты в свою поэтическую практику – Холизм вёл одинокую борьбу против этой тенденции. Авторы круга Ханьской поэзии воспринимались в качестве сторонников «культурализма», в то время как поэты Анти-А – в качестве поборников супра- или метакультуры.

Взаимная вражда между группами, по признанию Ян Ли, достигла пика между 1984 и 1990, когда поэты двух противоборствующих лагерей избрали своим местом встреч один и тот же переулок в Чэнду: авторы Анти-А обосновались в чайных и кафе на правой стороне улицы, а Холисты с примкнувшим к ним Сунь Вэньбо – на левой. Они сходились только в гостях у независимых поэтов – Чжай Юнмин, Бай Хуа, Ма Суна·马松. Манифесты обоих непримиримых противников были включены в книгу Сюй Цзинъя·徐敬亚 Грандиозная картина китайской модернистской поэзии 1986–1988·中国现代主义诗群大观1986~1988.

c020f0bdhd34a2bf2e3e2&690

Бай Хуа, Чжан Цзао, Чжун Мин и Оуян Цзянхэ в середине 80-х

Художественный манифест холистов

Вечное и высокое в искусстве заключается в его способности вновь и вновь возвращать человеческое существование к исходному подлинному состоянию.

Это состояние, будь оно воспоминанием из самой жизни или заветной мечтой о неограниченных возможностях, подводит человека к интеллектуальному пределу – к такому ясному сознанию, которое объединяет все эмоциональные, мыслительные, чувственные и другие формы духовной жизни вплоть до тёмного дна подсознания; это состояние в то же время отображает опыт жизни – бесконечно замкнутой и бесконечно открытой, ведущейся как в душе, так и вне её.

В отношении этого опыта необходимо сказать, что все так называемые феномены и сущности, субъекты и объекты, эго и вселенная, мгновение и вечность, как и прочие логицистические и лингвистические аналитические категории, отвергаются искусством как потерявшие свои чёткие соответствия.

В истории становления искусства этот опыт всегда отображает реальность, которая берет начало в самой себе и сама себя организует, благодаря чему этот опыт изоморфически сосуществует вместе с человеческим совершенством и цельностью, позволяет идентифицировать триаду вселенная – человек – искусство и делает возможным преодоление абсолютного одиночества, в котором разочаровался Хайдеггер.

Будучи кокретно существующими личностями, мы через вхождение и постижение реальности искусства, преодолеваем в разной степени и в различных смыслах собственную ограниченность и субъективность, приобретаем возможность напрямую открыться жизни, приблизиться к целому и тем самым сформироваться.

В этой структуре подтекстов человек раскрывается посредством творческого процесса, и только так та деятельность, что связана с искусством, может быть в полной мере усвоена как чистое творчество.

Поэтому холистическое искусство не отвергает никаких форм, никаких подходов, никаких категорий искусства, оно лишь требует от всех реалистичных художественных конструкций двигаться от внутренней стороны мира, представленного в опыте, мышлении и смыслах, к постижению жизни, напрямую не проявляющейся, – к глубинному, неуловимому существованию.

15 июля 1984

Оригинальный текст эссе можно прочесть здесь.

любезное спасибо Ярославу Акимову за помощь в подготовке материала

вселенная-человек-искусство. манифест холистов: 2 комментария

  1. Уведомление: 8 вопросов о современной китайской поэзии. восьмой | стихо(т)ворье

  2. Уведомление: главные тренды в китайской поэзии 2016. возвращение героев 90-х | стихо(т)ворье

Оставьте комментарий