Как устроено современное пространство поэтических журналов в КНР? При его описании часто всплывают термины официоз·官方, неофициальные·非官方журналы и андерграунд·地下. Официальные журналы созданы правительственными структурами разных уровней, неофициальные – это открытые издания, финансируемые частным капиталом (часто самими поэтами), а андерграундный самиздат – это малотиражные неподцензурные журналы, которые распространяются среди единомышленников.
Не только журналы, но и сама поэзия в Китае тоже делится на официальную и неофициальную. Есть те, кто создаёт современные тексты, которые придерживаются санкционированной государством литературной политики. Эта политика в общем сохраняет линию, намеченную в 1942 году Мао Цзэдуном в его знаменитых Выступлениях на Совещании по вопросам литературы и искусства в Яньани·在延安文艺座谈会上的讲话, которые поставили литературу и искусство в подчинение к политической идеологии (хотя острота контроля несравнима с периодом 1940–70-х годов).
Истоки неофициальной китайской поэзии лежат в литературном подполье, чьи первые, изолированные проявления относятся к концу 1950-х и началу 1960-х. В несколько более крупных масштабах андерграунд заявляет о себе в период «культурной революции», когда политико-идеологические ограничения в отношении литературы и искусства были наиболее жёсткими. Именно тогда сформировались первые пространства неофициальной поэзии, в том числе литературные салоны.
До наступления эры реформ в 1978 году метафора андеграунда означает нечто очень близкое к ее лексическому значению, то есть «секретный», «подпольный», «нелегальный». Поэты показывали свои стихи только самым близким друзьям, иногда тексты уничтожались сразу после прочтения. Андеграундные произведения в таком окололитературном понимании пренебрегали какими-либо официальными авторитетами, выстраивали свою иерархию.
Поэзия андерграунда продолжила своё существование в эпоху реформ. Андеграунд в окололитературном, институциональном значении стал частью общей категории неофициальной поэзии. Кампании по «духовному раскрепощению» раскрыли для неё больше пространства, чем когда-либо прежде в истории КНР. Сегодня в Китае под андерграундом часто имеются в виду не политически ангажированные тексты, а поэзия, ориентированная на эстетику, отличную от эстетики массового читателя. В этом смысле термин «андерграунд» частично пересекается с «неофициальной поэзией». В 1980-х некоторые актуальные авторы стали появляться в официальной печати и структура поэтического пространства усложнилась, однако троичная градация официоз–неофициальная поэзия–андерграунд в целом продолжает сохраняться.
Важным для понимания китайского контекста оказывается и восприятие термина авангард·先锋. В Китае под авангардом понимается больше, чем в современной Западной литературе или модернизме. По существу, авангард и авангардная поэзия – синонимы. Это очень большой набор текстов разной поэтики, которые не укладываются в простое противопоставление официальной поэзии. В первые годы после «культурной революции» поэтика авангарда определялась ex negativo: при помощи активного отмежевания от тематики, образов, поэтической формы и лингвистических особенностей, которые появлялись в продуктах санкционированной государством ортодоксии. Однако с середины 1980-х годов авангард окончательно затмил в читательских глазах официальную поэзию и сильно дифференцировался.
Что представляют собой неофициальные журналы сегодня? Мы предложили рассказать об этом Чэнь Дундуну — одному из наиболее важных авторов неофициальной поэзии 80-х и 90-х, редактору журналов Тенденция·倾向 (1988–1991) и Южная поэзия·南方诗志 (1992–1993).
Хотя в материковом Китае сейчас не существует официального «закона о СМИ» или «закона о печати», но в соответствии с правилами, установленными КПК и китайским правительством, все литературные журналы и издательства должны быть официально зарегистрированы, только тогда они могут существовать. К тому же они часто относятся к структурам отдела пропаганды, управления по делам прессы и печати, союзов работников культуры и искусства, союзов писателей и других более или менее официальных организаций. Они в любом случае подвержены контролю и получают госфинансирование. Система китайского официоза выстраивается от центра к периферии как совокупность разных уровней и ранжированных разрядов. Официальные периодические издания, в том числе литературные или чисто поэтические журналы, естественным образом формируют определённую иерархию.
Кроме того, в КНР есть система высших школ, институтов, исследовательских центров, которая также контролируется и финансируется властями. Внутри этой системы тоже существует своя иерархия: есть студенческие издания, вестники ВУЗов, а также издания комсомола и студсоветов, которые зачастую дают место для публикации поэтических текстов.
Кроме того, начиная с 1950-х во многих деревенских общинах, на фабриках, на предприятиях, в подразделениях партийного и административного аппарата существовало немало небольших литературных и поэтических групп (в незначительном виде это присутствует в китайской культуре и сегодня). Их участники получали поощрение со стороны государства, как минимум – их не запрещали. Обычно считают, что корни этого явления уходят в советскую практику, как и многое из новейшей китайской бюрократической культуры.
Возможно, в центральных регионах, в провинциях, в каждом региональном ответвлении есть один-два литературных журнала, некоторые специально посвящены поэзии, однако если говорить именно о центрах, то в КНР всё-таки 22 провинции, 4 города центрального подчинения, 5 автономных районов, 368 городов окружного значения, 372 города уездного значения, 1585 уездов, более 48000 деревень. Китайских ВУЗов, институтов, исследовательских центров, деревенских общин, фабрик, предприятий, подразделений партийного и административного аппарата, – ещё больше. Если всё это сложить, получится очень много изданий, представляющих китайскую литературу и поэзию. Все эти журналы могут содержать в себе от двух до нескольких сотен страниц. В каждом издании может быть выделено определённое количество страниц под поэзию. Они могут выходить каждую неделю, каждые две недели, каждый месяц, каждые два месяца, раз в сезон, раз в полгода, год и так далее. Также есть издания, которые выходят нестабильно или в формате сборников. Разница в их тиражах и продажах крайне велика, к тому же эти цифры менялись со временем. Например, Поэтический журнал·诗刊 Союза писателей КНР раньше имел более миллиона читателей, позже их количество резко сократилось, и говорят, что сейчас он выходит тиражом в несколько десятков тысяч.
В материковом Китае также существует множество изданий, которые не являются государственными, а чиновники часто называют их «незаконными». Среди таких изданий также немало литературных и поэтических. Они начали издаваться с конца 1978 года; самый известный журнал такого плана – это не успевший просуществовать и двух лет журнал Сегодня·今天. Долгое время Сегодня считался наиболее известным «неофициальным» изданием с 1949 года, но, возможно, существовали и более ранние примеры. Например, некоторые издания, который выходили в свет во времена «культурной революции» и засилья хунвэйбинов, например, рукописные журналы группы Х·X社 и солнечной колонны·太阳纵队. После Сегодня в КНР существовали и другие немаловажные, формообразующие «неофициальные» поэтические журналы: выходивший в Нанкине с 1984 года журнал Они·他们, издававшийся с 1986 года в Чэнду Анти–А·非非, шанхайский журнал Тенденция·倾向, сычуаньское издание Девяностые·九十年代, выходившая с 1990 года в Пекине Современная ханьская поэзия·现代汉诗, журнал из Чэнду Обман зрения·象罔, шанхайская Южная поэзия·南方诗志, пекинский рупор женской поэзии Крылья·翼, а также стартовавший в 1996 году в Пекине журнал Отклонение·偏移. Они были не очень объёмными и печатались довольно примитивно (например, первые номера Сегодня, Современной ханьской поэзии и Тенденции все размножались на ротаторе, Обман зрения копировали на ксероксе). Количество экземпляров было маленькое – от нескольких десятков до одной-двух тысяч, и выходили они нерегулярно.
80-е и 90-е годы – эпоха расцвета неофициальных литературных и поэтических журналов. Они развивались за счёт личных финансовых вложений и энергии самих поэтов прежде всего для того, чтобы сохранить контакт между поэтами, их общение. Некоторые поэты сами издавали поэтические сборники, их тоже можно отнести к числу неофициальных изданий. В строгом смысле слова «неофициальных» периодических изданий насчитывалось до 300 наименований. Эти «неофициальные» журналы «для своих» возникают и исчезают сами по себе, или закрываются властями. Сейчас они почти все уже исчезли. Это также связано с развитием СМИ, растущей популярностью интернета, начиная от форумов и веб-сайтов и заканчивая микроблогами, WeChat’ом, пабликами, приложениями. Отпечатанные на ротаторе или в типографии на пергаментной бумаге, сшитые степлером, ходящие по рукам журналы – необходимости в них больше нет.
Кроме того, эти «неофициальные» литературные и поэтические журналы точно также имитируют официальные аналоги, стремятся к замещению конкурентов. Многие издания, будучи не принятыми официозом, создаются как журналы «для своих», в итоге это кончается тем, что официоз их всё-таки принимает по собственному почину (это история многих участников эмигрантских поэтических кругов). Так «неофициальные» литературные и поэтические издания становятся вторичными.
Поэтические издания в КНР – не важно, подчинены ли они власти или нет – все публикуют поэзию, поэтическую литературную критику, исследования, а также теорию и историю поэзии, туда входят также и переводы. Мало какие издания, ориентированные на поэзию, публикуют также и прозу, я могу сейчас вспомнить только журналы Сегодня и Они, которые делали это раньше. Литературные журналы также публикуют поэзию, однако мало кто из них концентрируется только на ней, акцент больше делается на прозе, если это только не какой-нибудь поэтический спецвыпуск.
Поэтические издания, находящиеся под контролем власти, которые появились при поддержке покровителей от власти, живут довольно долго, вплоть до нескольких десятилетий. Например, выпущенный впервые в 1957 году Поэтический журнал прекращал издаваться во время «культурной революции», в январе 1976 года специальный доклад Яо Вэньюаня·姚文元 и Мао Цзэдуна был посвящён лишению журнала официального статуса, но журнал продолжал работать. Некоторые официальные журналы исчезли, возможно по причине лишения этого статуса. Неофициальные поэтические журналы обычно имеют короткую жизнь, нестабильные даты выпуска, часто от одного номера до другого проходит очень много времени, это такая полужизнь. Намного больше неофициальных журналов подвергаются давлению, испытывают недостаток финансов, рукописей, авторов. Это также убивает их очень быстро.
Официальные журналы продолжают жить под другими личинами, некоторые из них выглядят довольно активно и кажутся более красочными и интересными.
Читайте продолжение в следующих постах.
спасибо Дарье Валеевой за помощь в подготовке материала